Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
воспитатели Кудряева Н.А., Филимонова О.Н., Куштынова И.В.,
музыкальный руководитель Цаава Г.В.,
учитель-логопед Чикунова А.Н.
руководитель проекта: старший воспитатель Балашова Н.А.
Тип проекта: групповой, творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
(ноябрь 2014 г. – февраль 2015 г.)
Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи:
развивать познавательную деятельность дошкольников, интеллектуальную инициативу;
формировать умения самостоятельно искать нужное решение, анализировать полученные результаты;
побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, связанных общей деятельностью;
развивать у ребёнка чувство ответственности за начатое дело и умение доводить дело до конца;
развивать связную речь, воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе; обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей коммуникативные навыки; побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
развивать у детей художественно-творческие способности в разных видах детской деятельности;
повысить профессиональную компетентность педагогов; способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, установлению новых форм взаимодействия.
Актуальность
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития познавательной потребности ребенка. По своей природе дети любознательны. Удовлетворяя свое любопытство, детям гораздо интереснее самим все потрогать, разобрать, сделать что-то своими руками. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфичные детские виды деятельности - игра, рисование, лепка, аппликация и, конечно же, конструирование.
Ребенок исследует окружающий мир, движимый интересом и любопытством, его интересует абсолютно всё и он не жалеет ни времени, ни сил, чтобы познать мир. В век стремительного прогресса научно-технической мысли дети растут в насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Неудивительно, что некоторые дети уже в дошкольном возрасте имеют элементарные представления о солнечных батареях, бывали в планетарии и тема космоса им очень интересна, они знают про кондиционеры и увлекаются разными видами спорта.
Знакомство с основами архитектуры – одно из направлений художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию пространственного мышления, становлению творческой личности, расширению кругозора и умению воплощать и отстаивать свои идеи.
Актуальность данного творческого проекта состоит именно в том, что он позволяет детям получать необходимые знания и формировать ручные навыки в ходе коллективной практической деятельности, тесно связанной с игрой и поэтому имеющей высокую ценность в глазах ребенка. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, а знания усваиваются без всякого труда. Новаторство проекта заключается в стимулировании познавательной деятельности детей, их креативности и самостоятельности.
Предполагаемый результат:
После реализации проекта дети смогут
развить познавательную активность, творческие способности средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
приобретут опыт продуктивного взаимодействия друг с другом;
самостоятельно осуществлять поиск информации из разных источников, привлекать взрослых к решению поставленных задач;
самостоятельно и совместно с взрослыми осуществлять подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавать продукты этой деятельности;
возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности.
Педагоги повысят свое профессиональное мастерство.
Этапы реализации проекта:
1 этап - «Проблемная ситуация»
Проблема:
Наш район «Северный» в последние годы очень изменился: в нем появились новые многоэтажные дома, приехали новые жильцы, и появилось много детей, благоустроены и обновлены детские площадки.
Знакомя детей с архитектурным обликом своего района, внешним видом зданий, воспитатель рассказала им о том, что в нашем районе продолжает вестись строительство новых современных зданий: жилых домов, новой школы, детского сада. Эта информация вызвала у детей большой интерес, и они стали задавать педагогу вопросы: «А какой будет детский сад?», «Как он будет выглядеть?», «Что в нем будет?»
Воспитатель предложила детям представить о том, как будет выглядеть новый детский сад, помечтать, что будет в новом детском саду.
Дети начали предлагать свои идеи.
Никита Я хотел бы, чтобы был детский городок с машинами, горками,
каталками.
Вася Я хочу, чтобы был планетарий – наблюдать за звездами, луной.
Яромир Я думаю, что в детском саду нужны вентиляторы для очистки
воздуха.
Юра Я бы хотел, чтобы обязательно был большой бассейн, в нем
можно плавать, нырять и закаляться.
Саша А я хочу, чтоб на спортивной площадке был скалодром и батут
Стёпа Я считаю, что должно быть огромное футбольное поле!
Юля Нужны красивые беседки! Чтоб не замочил дождик.
Лиля В новом детском саду должны быть солнечные батареи! Они
будут давать свет и тепло.
Воспитатель предложила детям в выходной день совершить с родителями экскурсию к строящемуся детскому саду.
Вечером мальчики делали постройку из деревянного конструктора. Никита построил детский городок, Вася - планетарий, а Яромир - оранжерею. Это привлекло внимание других детей, они стали предлагать свои идеи и присоединились к их игре. Юра делал из кубиков бассейн, Алиса строила сцену для детских выступлений, Стёпа сооружал футбольное поле, Юля придумала сказочную поляну. В общей беседе она высказала пожелание, чтобы всё это имелось в нашем детском саду. И тогда Диана предложила построить такой детский сад, в котором всё это будет – «Детский сад будущего".
Как было бы здорово, чтобы всё это имелось в нашем детском саду!
И тогда Диана предложила построить такой детский сад, в котором всё это будет – "Детский сад будущего"
У детей возникли вопросы:
Что такое «Детский сад будущего»?
С чего начать?
Что для этого нужно?
Как это сделать?
Воспитатель предложила сначала зарисовать свои идеи, а потом попытаться вместе найти ответы на вопросы.
2 этап - «Планирование»
На втором этапе проекта велась следующая работа:
определение целей и задач,
выбор участников,
обсуждение вариантов поиска информации,
планирование этапов творческой деятельности,
подбор материала, оборудования,
распределение обязанностей и видов работ;
обсуждение итогового продукта.
3 этап - «Поиск информации»
подбор иллюстраций, энциклопедий, схем для конструирования,
художественной и специальной литературы,
изучение интернет – ресурсов,
просмотр мультфильмов,
обращение за информацией к родителям и взрослым.
4 этап - «Продукт детской деятельности»
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста и включает в себя:
рисунки зданий, объектов, конструкций, придуманных детьми;
макеты отдельных конструкций, объектов, зданий, сделанные детьми в детском саду;
поделки, модели, созданные детьми совместно с родителями;
макет «Детского сада будущего»
Содержание работы по реализации проекта
Содержание деятельности Участники деятельности
Работа педагогов
Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по нравственно-волевому развитию детей старшего дошкольного возраста. воспитатели
Составление рекомендаций по проведению с детьми познавательных бесед по теме проекта. старший воспитатель
Подборка художественного, иллюстративного материала по данной теме, энциклопедий педагоги
Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. дети, воспитатели
Составление и оформление анонса для родителей о проекте «Детский сад будущего». воспитатели
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми и педагогами. дети, воспитатели
Подбор художественных и мультипликационных фильмов для просмотра с детьми в детском саду и дома. воспитатели, родители
Обогащение детской домашней библиотеки родители
Работа с детьми
Проведение бесед-рассуждений
*«Мы мечтаем»
«Что такое макет?»,
«Легко ли построить дом?»
«Какие профессии нужны, чтобы построить здание»
"Из чего строят дома" воспитатели
Экскурсия в школу в зимний сад.
Проведение НОД:
Рисование
* "Наши мечты" (здание будущего детского сада),
* "Мне бы хотелось" (территория детского сада),
* "Здесь растут цветы небывалой красоты",
* "Комнатные цветы";
Ознакомление с окружающим
* "Дома на нашей улице",
* "Знакомство с профессией "архитектор",
* "Цветы у нас в саду",
* " Где зимой цветут цветы",
* " Что такое "солнечная батарея" и зачем она
нужна?",
* "Что можно увидеть в планетарии?",
* "Баба Яга - какая она?",
* "Новые приключения Колобка",
* "Шапокляк идет через дорогу",
* "Правила дорожные детям знать положено",
* "Деревья нашего города",
* "Южные деревья",
* "Дружим с физкультурой"
Конструирование
* "Строим детский сад",
* "Наши площадки";
Аппликация
* "Желтая дорожка",
* "Такие разные деревья";
Ручной труд
* "Наш сад",
* "Заборчик" из модулей,
* "Фонари",
* "Скалодром"
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстративного материала, энциклопедий, поиск информации в интернете с помощью родителей. дети
Рассказы детей из собственного опыта:
* "Как я ходил в планетарий",
* "Солнечная батарея у нас на даче",
Самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
рисование,
выполнение самостоятельных аппликаций,
лепка,
изготовление задуманных объектов из различных материалов.
Самостоятельное изготовление детьми деталей и атрибутов для макета. дети
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по придуманным и выполненным объектам, разыгрывание этюдов.
Свободное конструирование.
Коллективное конструирование из природного и бросового материала
Сочинение сказок, фантазирование.
Работа с родителями
Оказание помощи детям в поиске информации в интернете, подбор познавательной литературы для детей родители
Обсуждение и изготовление с детьми вариантов выполнения моделей, поделок объектов для проекта родители
Участие родителей и членов семей в творческой деятельности по реализации проекта родители
Совместное просматривание детей и членов семьи фильмов и мультфильмов, обогащение детской домашней библиотеки. родители
5 этап - «Презентация проекта»
В результате сотворчества детей, родителей и педагогов появился макет "Детского сада будущего", представленный в холле детского сада, он привлекает внимание всех без исключения детей и взрослых!
Презентация творческого проекта:
• макет «Детский сад будущего», который представлен в детском саду для родителей, детей и педагогов;
• видеопрезентация о ходе реализации проекта, размещённая на сайте ГБОУ СОШ № 709;
• участие в городском Фестивале научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство», посвященного 280-летию со дня рождения Ивана Петровича Кулибина»: номинация фестиваля: «ЖКХ и благоустройство города».
Осуществление проекта строилось на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Каждый ребёнок смог внести свою посильную лепту в общее дело, дети проявляли инициативность, индивидуальность, видели себя в проекте, оценили своё личное участие, убедились в пользе общих усилий для достижения единой цели.
Совместная работа педагогов, детей и родителей обогащает знаниями и эмоциями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Включённость родителей в работу, их сотрудничество с детьми старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и их эмоциональному сближению.