ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Многопрофильный лицей 1501» (ДО 1921)
Детско-родительский творческий проект
Из опыта работы:
Воспитателя Артюхиной О.В.
Воспитателя Дятловская Г.В.
Старший воспитатель Кодачигова Ю.В.
Актуальность:
Даже маленькие дети должны знать, что война – это горе, страдания и смерть. У дошкольников необходимо начинать формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице, организовывать строительные игры на улице из песка и снега.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.
Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.
Цель: Способствовать развитию патриотических чувств детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.
Развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании) и музыкальной деятельности полученные знания о Великой отечественной войне
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;
Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
Подвести к восприятию художественных произведений о войне
Уточнить знания детей о празднике Дне Победе, объяснить, почему он так и назван в этот день;
Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов.
Цель: которого способствует объединению детей, родителей, педагогов в активной познавательной, творческой и созидательный процесс коллективного творчества.
Пути реализации:
занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведение праздника, партнерская творческая деятельность.
Состав участников проекта:
Воспитатель, дети, родители.
Вид: краткосрочный, творческий проект.
Продукт:
поздравительные открытки с праздником 9 Мая;
выставка детских рисунков;
макетирование;
слайды о Великой Отечественной войне ;
сценарий открытого мероприятия «Никто не забыт, ни что не забыто» ;
Как мы видим, в процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства, помощь родителей.
Проекты не только обогащают ребенка знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Так, например, на основе этих проектов сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу» сопровождалась конкретными названиями улиц и достопримечательностями города.
Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами детской исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.
Распределение работы по этапам проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап - Подготовительный
Определяются цель и задачи проекта.
Осуществляется сбор и уточнение информации,
Обсуждается и составляется план деятельности с детьми. Предложенные воспитателем идеи дополняются собственными идеями детей. Принимаются цель и задачи, предложенные воспитателем и детьми.
2 этап - Практическая деятельность по решению проблемы
Воспитатель помогает спланировать деятельность.
Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую).
Оказывает практическую помощь детям. Ищут решение задачи.
Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).
Выбирают необходимые материалы и осуществляют продуктивную деятельность.
Подбирает разнообразный материал для работы, оказывает практическую помощь детям.
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.
4 этап – Организация презентации проекта «Никто не забыт, ни что не забыто»
Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют продукт деятельности.
Каждый год наша страна отмечает самый главный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Последние залпы самой страшной войны отгремели 70 лет назад. День Победы - это праздник со слезами на глазах, это одновременно и грустный, и радостный праздник. Радостный, потому что мы победили! Но победа далась стране дорогой ценой — погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не знаем. Но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах горит Вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы. Никто не забыт, ничто не забыто. 9 Мая, в День Победы нашего народа в великой Отечественной войне, на улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Ребята, наш праздник мы посвятим нашим ветеранам, всем, кто сражался за нашу Родину.
Источник: https://youtu.be/4TIDZXygreg |